Версия для слабовидящих Русский|English
Обратная связь

Городская власть

Здравоохранение

03.04.2015, 13:10

Сергей Собянин объявил о реализации плана по улучшению работы поликлиник

Сергей Собянин объявил о реализации плана по улучшению работы поликлиник

Сергей Собянин посетил клинико-диагностический центр (КДЦ) № 4, где встретился с наиболее активными участниками краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника».

Проект стал рекордным по числу участников — более 58 тысяч человек, что говорит о повышенном внимании общественности к улучшению работы поликлиник.

«В Москве был проведён самый крупный за всю историю краудсорсинг-проект, посвящённый работе московских поликлиник. Я думаю, он самый крупный не только в Москве, но и в стране и один из крупнейших в мире. Потому что такое активное участие в обсуждении проблемы не часто встретишь. Видимо, это действительно является серьёзной проблемой для Москвы, с одной стороны. С другой, касается огромного мегаполиса, миллионов людей, которые ежегодно периодически бывают в московских поликлиниках, получают там разнообразные услуги», — заявил он.

Мэр Москвы добавил, что вместе с активными участниками проекта будут обсуждаться наиболее интересные предложения, которые ими были выдвинуты. «И немаловажно, что на основе тех предложений, которые вы высказали, которые высказали десятки тысяч москвичей, нужно сформировать новый план дальнейшего улучшения работы поликлиник города Москвы», — подчеркнул Сергей Собянин.

Проведение такого краудсорсинг-проекта и разработка плана по улучшению работы поликлиник были бы невозможны без предварительной системной работы, связанной с изменением структуры поликлинического звена. «Сегодня поликлиники представляют собой крупные амбулаторные центры, в которых имеется полный набор всех специалистов, в том числе и редких, узкого профиля. С другой стороны, мы за эти годы поставили в поликлиники более шести тысяч единиц современного оборудования, улучшили материальную базу, внедрили информационные системы. На самом деле это самая большая в мире информационная медицинская система по амбулаторному звену. Аналогов ей практически нигде нет», — сообщил Мэр Москвы.

Сергей Собянин обратил особое внимание на то, что за последние годы изменилась и система финансирования медицины в целом и амбулаторного звена в частности, поскольку в данный момент практически завершился переход на систему финансирования из регионального фонда обязательного медицинского страхования.

«Буквально в прошлом году мы перешли на подушевой принцип финансирования поликлиник, который сделал бессмысленными приписки, работу с бумагами, которые делали врачи и поликлиники для того, чтобы как-то получить финансирование из фонда медицинского страхования, Департамента здравоохранения. Новая система финансирования стала более справедливой: средства распределяются более равномерно и идут за пациентом. Это очень важно», — уверен Мэр Москвы.

Он подчеркнул, что те предложения, которые были получены во время краудсорсинг-проекта, также направлены на дальнейшее совершенствование работы поликлиник. Сюда относятся инициативы по улучшению комфортности посещения поликлиник, по снижению очередей (не только при записи, но и во время ожидания врача). В частности, участники проекта предложили создать систему оценки качества работы врачей и поликлиник. «Всё это подлежит дальнейшему технологическому осмыслению, обработке, экспертизе, но направления, которые были высказаны, лягут в основу нового плана действий наших поликлиник для дальнейшего улучшения их работы. Надеюсь, что это даст качественные сдвиги», — убеждён Сергей Собянин.

По его словам, одной из важных задач, которые сейчас стоят перед медицинской сферой, является переход к работе в электронном виде: «Такой эксперимент мы проводим, нарабатываем опыт. Конечно, есть проблемы, связанные и с федеральным законодательством, которое обязывает нас вести истории болезни и в бумажном, и в электронном виде. Но я думаю, что мы в течение какого-то времени всё-таки должны перейти на электронную историю болезни. И тогда можно будет в своём личном кабинете просматривать свою историю болезни. Это было бы, конечно, другим шагом уже и позволило упростить и выписку рецептов в электронном виде, и так далее».

Кроме того, Сергей Собянин уверен в том, что необходимо переходить к тому, чтобы публиковать и доводить до сведения горожан некоторые аналитические данные, которыми располагает ЕМИАС. «Например, среднее время ожидания в целом по городу или по конкретной поликлинике, или по конкретному филиалу и даже по конкретному врачу. Понятно, что не всегда, когда мы начинаем разбираться с конкретной поликлиникой, корректны эти данные, но в большинстве своём это уже такая боевая действующая система, и в большом масштабе она даёт достаточно точную информацию. Поэтому мне кажется, что мы должны постепенно публиковать эти информеры, давать аналитику всем жителям города, чтобы они видели, как работают поликлиники, какая динамика работы этих поликлиник с точки зрения доступности, очередей и так далее», — заявил Мэр Москвы.

Участники краудсорсинг-проекта обратились к Мэру со своими идеями по улучшению работы поликлиник. В частности, Павел Торубаров предложил перевести в электронный вид справки о прививках, а также выписки из истории болезни. «Хорошая идея, на самом деле мы даже частично работаем в этом направлении. В качестве эксперимента вместе с Министерством здравоохранения Москва участвует в экспериментальной площадке по отработке электронного рецепта. И тогда вот целый ряд того, что вы сказали, будет реализован на практике. Я думаю, что мы в этом году серьёзно продвинемся уже в этом направлении», — уточнил Сергей Собянин.

Екатерина Сваровски обратила внимание на информирование населения: «Информирование пациента плюс осуществление контроля за работой медучреждения можно объединить, например, через ЕМИАС и вывести на портал. Я говорю о контроле за работой учреждения, но ни в коем случае не о качестве. Мы не можем судить о качестве оказания медицинской помощи, потому что это удел специалистов».

Мэр Москвы сообщил, что власти города проводят работу в этом направлении: «Всё-таки делать оценку работы поликлиник через портал „Наш город“. Но её нужно сделать более совершенной, более адекватной, так, чтобы мы могли реагировать, не только получать какие-то абстрактные жалобы, но и делать на основании этого реальные выводы. И вообще вы затронули самую важную тему, одну из самых важных тем, потому что оценка работы здравоохранения в целом, оценка работы конкретного врача, конкретной поликлиники очень сложна».

Алёна Устинова предложила ввести в поликлиниках СМС-оповещение о визите к врачу. Также, по её словам, было бы здорово ввести в ЕМИАС такую функцию, как лист ожидания. То есть отмечать время, которое удобно пациенту для визита к врачу, и если это время освободится, можно его занять. А Елена Комарькова обратила внимание на то, что в поликлиниках необходимо разработать систему навигации, а также установить в холлах пеленальные столики, кулеры с водой, стойки с книгами и журналами. Сергей Собянин согласился с предложениями участников проекта.

Краудсорсинг-проект «Московская поликлиника» проходил с 2 по 16 марта 2015 года на постоянно действующей площадке Правительства Москвы crowd.mos.ru.

Проект направлен на сбор и мониторинг предложений горожан о том, как сделать запись к врачу более доступной и сократить очереди, уменьшить число ненужных для пациента посещений и улучшить комфортность пребывания в поликлиниках.

В ходе проекта участникам также было предложено обсудить сложности, возникающие при посещении медучреждений, их транспортную доступность, а также критерии оценки работы поликлиник и врачей.

За период работы проекта его участниками было направлено более 27 тысяч предложений, в том числе:

— около семи тысяч по повышению комфортности в поликлиниках;

— более шести тысяч по снижению очередей у кабинетов врачей;

— более пяти тысяч по повышению доступности записи;

— более пяти тысяч по уменьшению числа ненужных для пациента посещений;

— более четырёх тысяч по возможности оценки качества работы поликлиник и конкретных врачей.

Наиболее популярными стали следующие предложения:

1. Увеличить время работы поликлиник, обеспечить их работу в выходные дни.

2. Реализовать систему мер по уменьшению очередей и более рациональному использованию рабочего времени врачей, в том числе:

— разделить потоки пациентов, выделив отдельного дежурного врача для срочного приёма пациентов;

— создать отдельные кабинеты здорового пациента для выдачи справок и других документов, оформление которых не требует врачебного осмотра;

— ввести единые стандарты работы регистратуры, включая обязательную заблаговременную раскладку амбулаторных карт пациентов по кабинетам врачей;

— установить в поликлиниках электронные табло с информацией о движении электронной очереди.

3. Улучшить работу ЕМИАС и расширить число сервисов электронной записи, доступных для пациентов. Для этого москвичи предложили:

— увеличить доступность и повысить качество работы терминалов самозаписи;

— улучшить систему напоминаний о приёме врача с использованием различных каналов связи (СМС-рассылка, уведомление на электронную почту, телефонная связь);

— сделать максимально удобным и необременительным для пациента отказ от записи или перезапись к врачу на другой день или время;

— улучшить систему уведомлений о невозможности приёма врачом в ранее назначенное время (болезнь специалиста, выход из строя оборудования) в сочетании с предложением альтернативного времени приёма;

— создать систему записи на повторный приём к врачу непосредственно из дома пациента (в случае вызова врача на дом).

4. Уменьшить число ненужных для пациента визитов к врачу, организовав врачебные консультации по телефону, возможность электронного заказа ряда медицинских документов и выдачи рецептов на лекарства и молочную кухню на более длительный срок.

5. Внедрить электронные амбулаторные карты, расширить применение электронных рецептов и других электронных сервисов.

6. Повысить комфорт обслуживания в поликлиниках, оборудовав помещения кулерами с водой и пеленальными столиками; обеспечить туалеты предметами личной гигиены, а также сделать удобную навигацию.

В настоящее время данные предложения вынесены на голосование в системе электронных референдумов «Активный гражданин», что позволит выявить мнение более широкого круга москвичей.

После встречи с активными участниками краудсорсинг-проекта Сергей Собянин осмотрел в клинико-диагностическом центре № 4 оборудование, поставленное в больницу по программе модернизации здравоохранения, и пообщался с врачами.

Мэр Москвы, в частности, поинтересовался, какой эффект дала новая система работы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в кардиологическом отделении.

По словам главного врача КДЦ Ирины Буславской, на сегодняшний момент в центре создана диспансерная группа — свыше восьми тысяч пациентов, страдающих нарушениями сердечного ритма.

«Мы смогли реализовать на практике, как и многие наши коллеги, систему двухуровневой амбулаторной помощи, которая заключается в том, что в наших филиалах организована первичная медико-санитарная помощь в полном объёме для граждан в рамках программы обязательного медицинского страхования. А на базе головного учреждения непосредственно сконцентрированы методики экспертного класса на стационарзамещающих технологиях, которые позволяют в разы минимизировать бессмысленное хождение наших пациентов по больницам и так далее», — сообщила она.

Главврач отметила, что в клинике создан унифицированный информационный блок, а во всех филиалах организовано электронное расписание, которое меняется непосредственно из регистратуры, а также службы дежурного врача.

«Мы создали такое отделение, где взяли на себя задачу — совместить на амбулаторном этапе диагностику сложных и опасных для жизни нарушений в ритме работы сердца с ориентацией на высокие технологии», — пояснил заведующий отделением функциональной диагностики Константин Капитонов.

По его словам, благодаря новым методам работы за год удалось спасти жизнь 70 больных с угрозой внезапной сердечной смерти, 200 пациентам были имплантированы кардиостимуляторы. «Мы перенесли сюда всю эту диагностику и сделали её европейского уровня благодаря программе модернизации», — добавил Константин Капитонов. Он также отметил, что степень доверия со стационарами такова, что наших пациентов принимают без предварительной консультации. Всё решается удалённо.

«Это, конечно, сокращает обслуживание и спасает жизни людей», — подчеркнул Сергей Собянин.

Ирина Буславская поблагодарила участников краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника». Главный врач ГБУЗ города Москвы «Городская поликлиника № 64» Инга Кокарева добавила, что в этой поликлинике также опробовали на практике ряд предложений, высказанных участниками проекта. По её словам, 90 процентов предложений, поступивших от граждан, будут реализованы в КДЦ. «Очень приятно, что врачи и пациенты пришли к единому мнению», — добавила Инга Кокарева.

Ирина Буславская подчеркнула, что совместная работа с гражданами продолжится: «Впереди одна их самых сложных проблем — это реорганизация околомедицинского сервиса. Это то, что, в принципе, в нашем здравоохранении в годы советской власти отсутствовало напрочь. Это потребует, конечно, очень серьёзной перестройки ментальности нашего профессионального сообщества».

Она также предложила организовывать сестринский патронаж пациентов на дому, чтобы освободить терапевтов от хождения по квартирам лежачих пациентов.

КДЦ № 4 — крупное многопрофильное амбулаторное медицинское учреждение, основанное в 1989 году. Оно имеет в своём составе основное учреждение и пять филиалов.

В центре обслуживаются порядка 172,5 тысячи человек, проживающих в районах Дорогомилово, Филёвский Парк, Можайский и Крылатское. В 2014 году выполнено 974 тысячи посещений. При этом центр способен принимать до 3159 человек в смену.

В составе учреждения функционируют 36 клинико-диагностических отделений, имеется дневной стационар на 130 коек.

В прошлом году КДЦ № 4 получил сертификат соответствия международной системе управления качеством ISO.

Кроме того, в составе консультативного отделения центра работают ведущие профессора кафедр медицинских учреждений. С их помощью с 2013 года внедряется система профессорских осмотров сложных пациентов в филиалах КДЦ.

Центр является клинической базой кафедры ультразвуковой диагностики РМАПО, сотрудничает с кафедрой семейной медицины (кардиология) факультета послевузовского профессионального образования врачей Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. В 2012 году заключён договор с кафедрой внутренних болезней МГМСУ им. А. И. Евдокимова.

В рамках реализации программы модернизации здравоохранения на 2011 — 2014 годы в КДЦ № 4 был проведён ремонт, закуплено 134 единицы медицинского оборудования на сумму 284 миллиона рублей, в том числе магнитно-резонансный и компьютерный томографы, цифровые рентгенологические комплексы, маммограф, стресс-система и другое.

В частности, закупленный по программе модернизации компьютерный томограф позволяет проводить МСКТ — мультидетекторную спиральную компьютерную томографию (наиболее точное диагностическое исследование, в ходе которого можно получать изображения человеческого тела в разрезе от одного до 10 миллиметров, также проводить болюсное контрастирование).

В структуре КДЦ № 4 работает ряд специализированных клинико-диагностических отделений.

В 2012 году было открыто амбулаторное аритмологическое отделение. В рамках программы модернизации закуплено 32 единицы специализированного медицинского оборудования на сумму 5,2 миллиона рублей.

Специалисты отделения осуществляют динамическое наблюдение и лечение пациентов после перенесённого острого инфаркта миокарда и реконструктивных операций на коронарных сосудах.

В отделении проводятся такие специализированные исследования, как скрининговая эхокардиография, суточный мониторинг ЭКГ и АД, нейрофизиологические исследования, ультразвуковая доплерография сосудов и исследование функции внешнего дыхания (спирометрия), нагрузочные тредмил-тесты, экспертная эхокардиография, бифункциональный мониторинг ЭКГ и АД, чреспищеводные электрофизиологические исследования, выявление неисправностей в работе имплантированных электрокардиостимуляторов.

На диспансерном учёте аритмологического отделения стоят 8,6 тысячи пациентов, включая людей с установленными портативными кардиостимуляторами и водителями сердечного ритма.

В структуру отделения лучевой диагностики КДЦ № 4 входит маммологическое подразделение, занимающееся диагностикой заболеваний молочных желёз у женщин и грудных желёз у мужчин.

Особенностью маммологического подразделения является организация работы по замкнутому циклу: осмотр, маммография, оцениваемая врачом-онкологом и врачом-рентгенологом, и пункционная биопсия под контролем УЗИ. Такая организация работы позволяет значительно сократить срок обследования женщин с подозрениями на заболевания молочной железы с обычных одного-полутора месяцев до пяти — семи дней.

В подразделении также выполняются такие сложные исследования, как дуктография (исследование протоков молочной железы) и пневмокистография.

В целях повышения доступности медицинской помощи и сокращения времени ожидания приёма врача в КДЦ № 4 проведено перераспределение медицинского оборудования из головного учреждения в филиалы, изменён стандарт работы регистратур, внедряется система сестринского патронажа на дому и установлены табло повременной записи, на которые выводится электронное расписание приёма врачами.