Русский|English
feedback

History of the Moscow Metro

История московского метро насчитывает более 70 лет. На сегодняшний день метрополитен состоит из 12 линий: 11 радиальных, протянувшихся по всем направлениям города, и Кольцевой, объединяющей все ветки в единую систему. Структура метрополитена воспроизводит историческую застройку Москвы и соединяет центр города с его самыми отдаленными районами. В московском метро насчитывается 182 станции. Общая протяженность линий составляет 301,2 км.

Решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря московского горкома партии Л.М.Кагановича. В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди метрополитена и начались строительные работы. Подземными линиями метро решили продублировать самые напряженные маршруты трамвая и улучшить транспортную обстановку в городе.

Изначально московский метрополитен носил имя Л.М.Кагановича, однако 29 ноября 1955 года ему было присвоено имя В.И.Ленина.

В 1958 году в московском метро появились первые автоматические контрольные пункты (АКП) на станциях. К 1961 году все станции метро были оборудованы АКП.

15 мая 1935 года была открыта первая линия Московского метрополитена — Сокольническая: участок от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный Ряд» до станции «Смоленская». Общая протяженность метро в 1935 году составляла 11,2 км, в настоящее время линия выросла до 26,1 км. На ней насчитывается 19 станций. Самая «молодая» станция — «Воробьевы горы», она была открыта в 2002 году после реконструкции, которая длилась 19 лет. Сейчас на линии курсируют три именных состава: «Курская дуга», оформленный в память об участии бронепоезда «Московский метрополитен» в Курской битве, «Красная стрела», пущенный в честь 75-летия фирменного поезда «Красная стрела», и «Ретропоезд», стилизованный под первый поезд московского метрополитена.

Арбатско-Покровская линия — хронологически вторая и самая протяженная линия Московского метрополитена: ее длина составляет 43,7 км. Эта линия была открыта в 1938 году. На ней находится самая глубокая станция в Московском метрополитене — «Парк Победы» (84 м). С постройкой последнего перегона в 2009 году Арбатско-Покровская стала одновременно самой длинной и самой протяженной в плане интервалов линией московского метро. На Арбатско-Покровской линии расположен самый большой перегон в Московском метрополитене длиной 6625 м — "Крылатское"—"Строгино«. Станция «Мякинино» Арбатско-Покровской линии является единственной станцией московского метро, расположенной в Московской области. На станции «Площадь Революции» стоят 76 бронзовых скульптур рабочих, крестьян, солдат, матросов, школьников. Считается, что экзамен можно сдать на «отлично», если потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой».

С 1 июня 2007 года на Арбатско-Покровской линии ходит состав «Акварель». Первоначально в его вагонах были выставлены работы художника Сергея Андрияки и его учеников, но 13 мая 2009 года в поезде сменилась экспозиция — в настоящее время там выставлены шедевры Русского музея. От прочих поездов типа «Русич» «Акварель» отличается тем, что часть окон в вагонах заменена глухими стенами, а также внешним оформлением: на стены вагонов нанесены изображения различных цветов и фруктов.

Третьей по счету столичные метростроевцы запустили Замоскворецкую линию подземки: открытие объекта состоялось в 1938 году. Протяженность линии составляет 36,9 км. На ней расположено 20 станций.

Многие первые станции являются выдающимися памятниками архитектуры. Знаменитая «Маяковская» является первой в мире колонной трехпролетной станцией глубокого заложения, глубина которого равна 33 м. Станция, построенная по уникальному архитектурному проекту А.Н.Душкина, в 1938 году удостоилась главного приза на Международной выставке в Нью-Йорке, с 1980 года станция получила статус памятника архитектуры, а в 2001-м включена в список памятников истории и культуры местного значения. Во время Великой Отечественной войны станция «Маяковская» использовалась в качестве бомбоубежища. Второй участок линии строился в годы войны и открылся в 1943 году первоначально без станций «Новокузнецкая» и «Павелецкая», которые были открыты позже уже в составе действующей линии. Сейчас на Замоскворецкой линии курсирует именной состав «Народный ополченец», запущенный еще в 1988 году. В 1984–1985 годах на Замоскворецкой линии открылся последний участок: от «Каширской» до «Орехово» и далее до «Красногвардейской». На станции «Каширская» было организовано вилочное разветвление, и поезда от «Речного вокзала» начали ходить до «Красногвардейской» и «Каховской» в соотношении 2:1. Из-за большой нагрузки на линию в 1995 году было принято решение участок от «Каширской» до «Каховской» выделить в отдельную линию — Каховскую.

Филевская линия была открыта в 1958 году, однако некоторые станции этой линии действовали еще с 1935-го как вилка Сокольнической линии. В настоящее время протяженность линии составляет 14,9 км. На линии расположено 13 станций. В 2005 году от станции «Киевская» была проложена ветка в строящийся Московский международный деловой центр и организовано движение на станцию «Деловой центр» (в настоящее время — «Выставочная»). В 2006 году была открыта следующая за «Деловым центром» станция — «Международная». По многим параметрам Филевскую линию можно считать уникальной: так, на перегоне "Киевская"—"Выставочная" находится самый большой уклон в столичном метро. Два самых коротких перегона в метро также расположены на Филевской линии: между станциями «Александровский сад» и «Арбатская», «Выставочная» и «Международная». Филевская — единственная линия московского метро, на которой есть платформа, работающая по расписанию (вторая платформа станции «Александровский сад»). Кроме того, Филевская — единственная линия, где почти во всех тоннелях включено освещение, и единственная линия, не считая Бутовской, большая часть которой находится на поверхности. На линии ходит именной поезд «Поэзия в метро». С 17 ноября 2010 года пассажиры могли увидеть в вагоне поезда подборку стихов, посвященных творчеству пяти величайших поэтов Республики Чили, отметившей в 2010 году 200-летие независимости. 30 июня 2011 года экспозицию в поезде заменили подборкой стихов, посвященных творчеству поэтов Италии.

Кольцевая линия Московского метрополитена построена в 1954 году. Она соединяет все радиальные линии столичной подземки, кроме Каховской и Бутовской линии легкого метро. Помимо пассажиропотоков от радиальных веток Кольцевая соединила семь из девяти вокзалов столицы. Сейчас линия насчитывает 12 станций, ее протяженность составляет 19,3 км.

Станции Кольцевой линии являются памятниками расцвета архитектуры сталинского ампира. Каждая станция посвящена особой теме: станция «Парк культуры» символизирует отдых советского народа, «Октябрьская» — победу в Великой Отечественной войне и историческую славу, «Серпуховская» («Добрынинская») — величие русского зодчества, «Павелецкая» — Волгу, хлебницу России, «Таганская» — победу и воинскую славу, «Курская» — Черноземье, своды «Комсомольской» расписаны эпизодами из истории воинской славы России, «Проспект Мира» символизирует плодородность советского сельского хозяйства. Витражи «Новослободской» рассказывают о культурном величии страны. «Белорусская» посвящена народу Белоруссии, «Краснопресненская» — революциям 1905 и 1917 годов, «Киевская» рассказывает об истории республики Украины. В настоящее время на линии эксплуатируется именной поезд метро «Читающая Москва» — внутри вагонов приведены цитаты из произведений русских писателей и поэтов.

Калужско-Рижская линия была открыта в 1958 году. Северный и южный радиусы линии построены в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Строительство южного радиуса, включавшего станции «Октябрьская», «Ленинский проспект», «Академическая», «Профсоюзная» и «Новые Черемушки», началось в связи с развитием юго-западной части города. Протяженность южного радиуса составляет 8,9 км. Он вступил в эксплуатацию в октябре 1962 года. Строительство центрального участка линии, соединившего Калужский и Рижский радиусы, началось в 1970 году и закончилось в 1972 году. В 1978 году линию продлили на север — от станции «ВДНХ» до станции «Медведково». Протяженность участка составляет 8,1 км и включает четыре станции: «Ботанический сад», «Свиблово», «Бабушкинская» и «Медведково». Станция «Шаболовская», находящаяся между станциями «Октябрьская» и «Ленинский проспект», была открыта в 1980 году.

Южный конец линии от «Беляево» до «Новоясеневской» был открыт в два этапа. Первый отрезок линии, включавший две станции — «Коньково» и «Теплый стан», был сдан в эксплуатацию в 1987 году; второй — со станциями «Ясенево» и «Новоясеневская» — в январе 1990 года. В настоящее время протяженность Калужско-Рижской линии, насчитывающей 24 станции, составляет 37,6 км.

Таганско-Краснопресненская линия открылась в 1966 году. Она является одной из двух линий (не считая монорельса), полностью расположенных на левом берегу Москвы-реки. Таганско-Краснопресненская линия метрополитена считается самой загруженной. Южный участок со знаменитым пересадочным узлом Выхино, куда направляется пассажиропоток со всего востока Подмосковья, работает на пределе возможностей. Северный удалось частично разгрузить с проведением другой линии в Строгине и Митине. Станция «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии, открытая 17 декабря 1975 года, обладает наибольшей глубиной заложения на линии (51 м). Станция оформлена в белых тонах. На путевых стенах расположены по четыре медные чеканки, посвященные Москве, Санкт-Петербургу, Царскосельскому лицею, имению Михайловское, могиле А.С.Пушкина в Святогорском монастыре и поэтическому дару поэта. Каждое изображение сопровождается строками из его произведений. Конечная станция Таганско-Краснопресненской линии была открыта 30 декабря 1975 года в составе участка "Октябрьское поле"—"Планерная". В 2011 году около станции был построен транспортно-пересадочный узел. Сейчас линия насчитывает 19 станций на протяжении 35,9 км. По плану строительства метрополитена в 2012 году планируется открытие участка длиной 5,1 км в район Жулебино.

Калининская линия была открыта в 1979 году. Она строилась к Московской Олимпиаде. Первый участок линии «Марксистская»—«Новогиреево» длиной 11,4 км был открыт в 1979 году, в 1986 году — участок «Марксистская»—«Третьяковская» (1,7 км). Эта линия является одной из самых коротких в метро, на ней всего 7 станций, протяженность линии — 13,1 км. Линия полностью подземная. Участок «Третьяковская»—«Шоссе Энтузиастов» — глубокого заложения, участок «Перово»—«Новогиреево» — мелкого. На Калининской линии впервые после 20 лет доминирования типовых проектов появились станции, построенные по индивидуальному проекту, с оригинальными и запоминающимися архитектурными решениями. В оформлении станции «Марксистская» преобладают красные тона. Колонны станции облицованы мрамором розовых тонов, облицовка путевых стен — светло-розовый мрамор, нижняя часть отделана черным гранитом.

Центральный зал и платформы освещены светильниками, представляющими собой спирали из вертикально расположенных люминесцентных ламп. Пол станции покрыт серым гранитом с красными вставками, символизирующими гвоздики. Над сводами в торцах центрального зала расположены панно идеологического содержания, выполненные в технике флорентийской мозаики (художник М.Н.Алексеев).

Рядом со станцией метро «Площадь Ильича» находится железнодорожная платформа Серп и Молот Горьковского направления МЖД, возле станции «Авиамоторная» — платформа Новая Казанского направления МЖД. Недалеко от станции «Шоссе Энтузиастов» располагается станция Лефортово Малого кольца МЖД, а от станции «Новогиреево» — платформа Новогиреево Горьковского направления МЖД.

Серпуховско-Тимирязевская линия появилась в 1983 году. С 1991 по 2009 год Серпуховско-Тимирязевская линия являлась самой длинной линией московского метро, теперь же она уступает лишь Арбатско-Покровской линии. Однако Серпуховско-Тимирязевская остается самой длинной полностью подземной линией не только в московском метро, но и во всех метрополитенах бывшего СССР и является второй по длине полностью подземной линией в мире. На Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена на сегодняшний день больше всего станций — 25. Протяженность линии — 41,2 км.

Станция «Савеловская» не имеет наземных вестибюлей. Вход в подземные вестибюли осуществляется через подземные переходы с площади Савеловского вокзала. Станция расположена возле многоуровневой транспортной развязки улиц Нижняя Масловка, Сущевский Вал, Бутырская, Новослободская. Конечная станция Серпуховско-Тимирязевской линии — «Бульвар Дмитрия Донского» — 164-я станция Московского метрополитена. Открыта 26 декабря 2002 года. Это первая станция метро, построенная за пределами МКАД.

В ходе строительства линии было оставлено несколько заделов под сооружение новых станций. Один из них — при строительстве станции «Петровско-Разумовская» для организации кроссплатформенной пересадки на Люблинскую линию. Строительство этого участка Люблинской линии уже началось, открытие планируется в 2014 году. На Калужско-Рижской линии между станциями «Октябрьская» и «Третьяковская» оставлен задел под станцию «Якиманка», которая должна стать пересадочной со станцией «Полянка».

Люблинско-Дмитровская линия построена в 1995 году, это первая линия московского метро, открытая в постперестроечный период. Она является одной из двух линий, полностью расположенных на левом берегу Москвы-реки. Участок «Марьина роща»—«Дубровка» глубокого заложения, участок «Кожуховская»—«Марьино» — мелкого. Протяженность линии составляет 23,7 км, на сегодняшний день на ней насчитывается 14 станций.

В переходе между станциями «Римская» Люблинско-Дмитровской линии и «Площадь Ильича» Калининской линии находится действующий фонтан.

На Люблинско-Дмитровской линии расположена станция «Печатники», расположенная ближе всех к поверхности земли (5 м). До мая 2011 года «Сретенский бульвар» был единственной станцией Московского метрополитена, у которой отсутствовал прямой выход в город, а выйти можно было только через другие станции: «Тургеневская» и «Чистые пруды». Совмещенный с «Тургеневской» вестибюль, встроенный в подземный переход, создавался несколько лет, церемония его открытия состоялась 31 мая2011

Самая короткая линия московского метро, состоящая из трех станций, — Каховская, открылась в 1995 году. Среднее время поездки по всей линии 5 минут. Средняя скорость движения подвижного состава — около 40 км/ч. Первоначально линия была участком Замоскворецкой линии, участок «Каширская»—«Каховская» открыт 11 августа 1969 года. После строительства участка Замоскворецкой линии от «Каширской» до «Красногвардейской» движение по участку будущей Каховской линии было вилочным. Из-за большой нагрузки на линию такой режим работы создавал проблемы, поэтому 20 ноября 1995 года участок «Каширская»—«Каховская» был выделен в самостоятельную Каховскую линию. Однако, несмотря на создание Каховской линии, вилочное движение на Замоскворецкую линию частично сохранилось. Наиболее часто поезда идут по маршруту «Варшавская»—«Речной вокзал». Поезда по маршруту «Речной вокзал»—«Варшавская» чаще ходят вечером, что связано с расстановкой поездов на ночь в депо «Замоскворецкое» и тупиках Каховской линии. Также существуют более редкие маршруты «Каховская»—«Речной вокзал» и «Речной вокзал»—«Каховская», что связано с необходимостью быстрого оборота поездов в часы пик.

Самая молодая линия московского метрополитена — Бутовская. Это первая линия легкого метро не только в Москве, но и в России. Она фактически является продолжением Серпуховско-Тимирязевской линии, однако формально самостоятельна. Линия насчитывает всего 5 станций, ее протяженность — 5,5 км.

Основная часть линии проходит по территории с развитой дорожно-транспортной сетью и предусмотрена на эстакаде для пересечения с улицами и проездами в разных уровнях. Эстакада имеет два уровня. В верхнем — пути для поездов и технологическое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и осадков. Нижний ярус закрыт ограждающими конструкциями, верхний — шумопоглощающими экранами. На станциях установлены шумоотражающие прозрачные стеклянные экраны. Все металлические конструкции одинаковы по цветовому решению, серебристо-зеленого оттенка. На эстакадных станциях кроме эскалаторов предусмотрены лифтовые подъемники. На станции «Улица Скобелевская» лифтовая шахта — в центре платформы, на остальных — в торце, противоположном эскалаторному наклону, рядом с аварийными лестницами.

10 ноября 2004 года началась опытная эксплуатация Монорельсовой транспортной системы. Трасса ММТС проходит в северной части города — от северного входа Всероссийского выставочного центра до станции метро «Тимирязевская». Монорельсовая система проходит по эстакаде на высоте около 6 м. Линия состоит из 6 станций. Для ММТС был создан специальный подвижной состав: поезд состоит из 6 вагонов, он рассчитан на 44 посадочных места.

Первоначально планировалось построить линию от Ярославского шоссе до путепровода «Северянин», однако позже проект был изменен. Окончательно участок строительства будущей монорельсовой транспортной системы, которая должна связать ВВЦ с близлежащими станциями метро («Тимирязевская» и «Ботанический сад»), был определен 13 марта 2001 года в концепции проведения в городе Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010.

20 ноября 2004 года монорельс принял первых пассажиров, начав работу в экскурсионном режиме. 29 ноября 2004 года была открыта для входа станция «Тимирязевская». Стоимость проезда составляла 50 рублей для взрослых, для школьников и учащихся ПТУ — 25 рублей, для детей до шести лет — бесплатно. В июле 2005 года интервал движения был сокращен до 20–23 минут, время работы установлено с 8.00 до 20.00, открыты для входа пассажиров станции «Выставочный центр» и «Телецентр».

10 января 2008 года линия перешла в транспортный режим работы, цена проезда была снижена с 50 до 19 рублей за одну поездку. Все станции построены по индивидуальным проектам, оборудованы лестничными сходами, эскалаторами и лифтами для инвалидов.