Русский|English
feedback

Prospects for the development of the Moscow Metro

История московского метро насчитывает более 70 лет. Московское метро сегодня — это 12 линий протяженностью более 300 км, на которых расположилось 182 станции. Ежедневно по тоннелям подземки проезжают более 10 тыс. поездов и перевозят в среднем около 7 млн пассажиров. Для большинства москвичей метро — наиболее доступный, быстрый и удобный транспорт. По сути, это основа транспортной системы столицы. Сегодня доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского общественного транспорта составляет 56%.

Московское метро заслуженно считается одной из самых надежных и красивых систем метро в мире. 44 станции из 182 являются объектами культурного наследия. В оформлении станций используются несколько видов мрамора и гранита, мозаики, фрески, скульптуры, декоративная керамика. Структура метрополитена — радиальные линии, объединенные двумя пересадочными контурами, — практически в точности воспроизводит историческую застройку Москвы и соединяет центр города с его самыми отдаленными районами.

На сегодняшний день развитие столичного метрополитена является одним из приоритетных направлений по развитию транспортного комплекса города. В ближайшие пять лет на строительство новых линий и станций Правительство Москвы выделит более 300 млрд рублей: 56 млрд — в 2011 году, 80–90 млрд — в 2012 году, а в пик строительства эта сумма будет составлять более 150 млрд в год. К 2015 году протяженность московского метро планируется увеличить на 75 км, в долгосрочной перспективе — на 300 км. Это позволит серьезно снизить перегруженность линий и охватить те 22% районов, которые сегодня не обслуживаются метрополитеном.

К 2020 году будет полностью обновлен подвижной состав метрополитена. Уже в 2011 году на закупку новых вагонов для Кольцевой и Калининской линий выделено 12 млрд рублей. Всего планируется заменить более 4 тыс. устаревших вагонов и закупить порядка 2 тыс. вагонов для новых линий метро. Также столичные власти намерены в течение трех лет заменить всю вентиляционную систему подземки. В вестибюлях станций будет установлено 1,5 тыс. автоматизированных кассовых аппаратов; как минимум будет заменено 63 эскалатора.

В перспективе в столичном метро появится 34 новых станции. Предполагается продлить существующие линии и построить несколько новых. Так, на севере города сразу четыре линии (Филевскую, Таганско-Краснопресненскую, Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую) объединит Третий пересадочный контур, на юге продолжение Бутовской линии легкого метро соединит Калужско-Рижскую линию с Серпуховско-Тимирязевской, а продолжение Люблинско-Дмитровской линии соединится с Замоскворецкой.

На Сокольнической линии появятся два новых перегона до станций «Тропарево» и «Румянцево» от станции «Юго-Западная». Кроме того, в 2011 году в бюджете города уже предусмотрены инвестиции на сумму 2,3 млрд рублей для начала проектирования новой Солнцевской линии метро, которая будет обслуживать жителей Солнцева, Ново-Переделкина и Внукова.

Новая станция — «Братеево» — появится на Замоскворецкой линии на юге Москвы; сооружение перегона "Красногвардейская"—"Братеево" является ключевым приоритетом метростроения на 2012 год. Кроме того, в планах на 2014–2017 годы — продление Замоскворецкой линии на севере Москвы.

Также на станции «Красногвардейская» Замоскворецкой линии появится возможность пересаживаться на станцию «Зябликово» Люблинско-Дмитровской линии. На юг столицы Люблинско-Дмитровская линия продлится на три станции — «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово» (они откроются уже в декабре 2011 года), на север — на станции «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Верхние Лихоборы», «Селигерская». Этот участок Люблинско-Дмитровской линии планируется сдать в эксплуатацию не позднее 2014 года.

Таганско-Краснопресненская линия протянется в Котельники на юго-восток Москвы, на ней добавится три станции — «Лермонтовский проспект», «Жулебино» (эти две станции планируется открыть в 2013 году), «Котельники».

Новую линию метро планируется провести в район Люберецких полей аэрации от станции «Авиамоторная» Калининской линии. Это положит начало формированию нового пересадочного контура метро, который свяжет юго-восток с востоком и севером Москвы и тем самым частично разгрузит Таганскую и Калининскую линии. Отдельный участок Калининской линии из трех перегонов, «Деловой центр»—«Парк Победы»—«Ломоносовский проспект»—«Раменки», появится на западе города и соединит Филевскую и Арбатско-Покровскую линии. Первый перегон, «Деловой центр»—«Парк Победы», планируется сдать в эксплуатацию в 2013 году. На Арбатско-Покровской линии появится еще один перегон — до станции «Пятницкая».

Соединительная ветка между Северным Бутовом и станцией «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии (на этой ветке появится станция «Лесопарковая») поможет более равномерно распределить пассажирский поток между Калужско-Рижской и Серпуховской линиями метро.

Участок Третьего пересадочного контура на севере и северо-западе Москвы планируется построить в 2014–2017 годах. Он соединит сразу четыре линии метро и будет состоять из пяти станций: «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Деловой центр».

Кроме того, в планах Правительства Москвы — строительство экспресс-линий метро, которые свяжут Москву и Московскую область. Первая такая линия должна появиться на востоке региона. Работы по строительству экспресс-линий будут вестись параллельно с продлением существующих веток метро и строительством Третьего пересадочного контура. Проработка этого направления строительства метрополитена должна быть завершена уже в этом году.

Столь интенсивное развитие метро — одно из основных направлений развития московского транспортного узла и, что немаловажно, один из ключевых шагов в непростом пути решения транспортных проблем столицы. Комфортное, быстрое, удобное и доступное метро жизненно необходимо такому крупному мегаполису, как Москва. И прежде всего оно необходимо москвичам как альтернатива ежедневным автомобильным пробкам, дорогим парковкам в центре и невозможности поставить машину вечером около дома.